Чему обучают ребёнка в детском саду
Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточек с дидактическими заданиями и задачами).
Отличительными особенностями программы являются следующие:
• поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса предоставляет возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
• методика предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку путем подбора заданий разного уровня сложности;
• в ходе образовательного процесса педагогом создаются «ситуации успеха» для каждого ребенка;
• подбор заданий осуществляется педагогом на основе анализа практической деятельности каждого ребенка на занятии.
• построение курса обучения осуществляется на основе проблемно-деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, активное включение детей в образовательный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
• значительное место в организации образовательного процесса занимают игровые технологии, стимулирующие исследовательскую деятельность детей;
• значительное место в программе занимает практическая деятельность детей, организованная в форме дружеских встреч;
• широкое применение ИКТ - технологий.
Цель программы:
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей шахмат, научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил, научить решать шахматные задачи на мат в 1-2 хода, проводить элементарные комбинации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение вести диалог, решать конфликтные ситуации с партнером; развивать абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, уважительное отношение к игре, к противнику, трудолюбие, дисциплинированность, формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей комфорт каждому ребенку во время образовательного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Экологическое мировосприятие развивается в процессе
освоения человеком экологической культуры общества,
представляющей собой часть материальной и духовной культуры.
Она является результатом обобщения исторического опыта
взаимодействия человека и природы.
С учетом климатических, экологических, экономических и
других особенностей Ханты-Мансийского автономного округа
был разработан региональный экологический компонент
программы для детей дошкольного возраста. ,
Целью программы является формирование экологической
культуры на основе историко-географических и природных
особенностей, традиционного и современного
природопользования с учетом особенностей этнических культур.
Основные задачи программы:
1. Формирование представлений, умений через изучение:
историко-географических факторов территории ХантыМансий- ского округа;
разнообразия растительного и животного мира округа;
сезонных изменений в природе;
взаимодействия человека с природой в условиях Ханты-Мансийского округа;
здоровья человека в условиях Севера России.
2. Подготовка дошкольников к реализации деятельностного
подхода к решению локальных и региональных экологических
проблем.
3. Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни.
4. Воспитание экогуманистического подхода к природе,
человеку, обществу на основе уникальности социальноэкономических процессов Ханты-Мансийского округа.